МУЗЕЙ И. А. ГОНЧАРОВА
• И. А. ГОНЧАРОВ И РОДНОЙ КРАЙ •

Россия, 432970, Ульяновск, ул. Гончарова, 20. Тел.: +7(8422)417966 | Написать Нам Электронное письмо

Симбирские мотивы в творчестве И.А. Гончарова • "Обрыв"
 

О симбирских прототипах и прообразах романа (Бабушка Т.М.Бережкова, Вера, Марфинька, Марк Волохов, Леонтий Козлов, Улинька, Егор, Марина, Савелий, имение Райского Малиновка, город С-) смотри:

  • И.А.Гончаров. Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв" // И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 124-134.
  • И.А.Гончаров. Лучше поздно, чем никогда // И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 135-177.
  • И.А.Гончаров. Необыкновенная история // И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 249-264.
  • И.А.Гончаров. Избранные письма.
  • М.Ф.Суперанский. И.А.Гончаров и новые материалы для его биографии // Вестник Европы. 1908. Кн. 11. С. 5-48.
  • В.М.Чегодаева. Воспоминания об И.А.Гончарове // И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 103-109.
  • Е.П.Левенштейн. Воспоминания об И.А.Гончарове // И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 96-102.
  • Н.Лендер. Достопамятный уголок на Волге // Волжский спутник. СПб, 1892. С. 18-23.
  • Н.А.Державин. На родине И.А.Гончарова // Исторический вестник. 1912. Июнь. С. 869-877).
  • П.С.Бейсов. Гончаров и родной край. Куйбышев, 1960.
  • А.Н.Блохинцев. Приверженцы вольности // А.Н.Блохинцев. И жизни след оставивли своей… Саратов, 1985. С. 5-19.

 И.А. Гончаров. Необыкновенная история:
"…В 1849 году я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину - и там, в течение четырёх летних месяцев, у меня родился и развился в обширную программу план нового роман, именно "Обрыв". (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 252).

 И.А. Гончаров. Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв":
"План романа "Обрыв" родился у меня в 1849 году на Волге, когда я, после 14-летнего отсутствия, в первый раз посетил Симбирск, свою родину. Старые воспоминания ранней молодости, новые встречи, картины берегов Волги, сцены и нравы провинциальной жизни - всё это расшевелило мою фантазию, - и я тогда же начертил программу всего романа…" (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 124).

 И.А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда:
"…в 1849 году. Как только я приехал на Волгу, на меня, как будто сон, слетел весь план романа". (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 151).

 И.А. Гончаров. Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв":
"В первоначальном плане романа на месте Волохова у меня предполагалась другая личность - также сильная, почти дерзкая волей, не ужившаяся, по своим новым и либеральным идеям, в службе и в петербургском обществе и посланная на жительство в провинцию, но более сдержанная и воспитанная, нежели Волохов. <…> Но посетив в 1862 году провинцию, я встретил и там и в Москве несколько экземпляров типа, подобного Волохову. Тогда уже признаки отрицания или нигилизма стали являться чаще и чаще…" (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 133).

 И.А. Гончаров - Е.П.Майковой. 1869-70 г.:
"Эти крайности, повредившие серьёзному направлению молодых людей, проявились не в двух - трёх нигилистах, … а в целом легионе, который вдруг явился в семействах, на улицах - всюду, наводнил города - и я сам видел (не 2-х или 3-х, а десятки) - их в 1862 г. и в Москве и на Волге…" (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 403).

 И.А. Гончаров - А.А.Кирмаловой. 1 сентября 1862 г.:
"Володя [Владимир Михайлович Кирмалов - племянник И.А.Гончарова] умный малый с дарованиями, но, к сожалению, ничего не делает и не расположен делать… Все его теории, вся эта гордость, резкие обо всех отзывы - всё это не что иное, как слова, слова, слова. Не начавши ещё жить, он настроил в голове множество прогарам жизни и воображает, что так оне и исполнятся. А чуть начнётся серьёзная жизнь - все эти программы разлетятся от прикосновения действительности". (Вестник Европы. 1908. Кн. 12. С. 429).

 А.Н. Гончаров. Воспоминания об И.А.Гончарове:
"…он [Владимир Михайлович Кирмалов - племянник И.А.Гончарова] рисовал карикатуры на симбирских патрициев, доказывал тётушке, ч то бога нет, и говорил, что все образа её он бросит в печку, а старой няне объяснял, что у людей такая же душа, как у животных, что мы в природе такие же букашки, как мухи и комары, что молиться следует не богу, а солнцу, луне и созвездиям. Тётушка жаловалась на него архиерею, а няня Аннушка … прыскала на него святой водой, окуривала его комнаты ладаном и ставила свечи. Говорили, что Иван Александрович с него главным образом списал своего неудачного Марка Волохова". (М.Ф.Суперанский. И.А.Гончаров и новые материалы для его биографии // Вестник Европы. 1908. Кн. 11. С. 33). Вид № 50

 И.А. Гончаров - Е.П.Майковой. 1869-70 г.:
"…в Бабушке [Татьяне Марковне Бережковой] воплотились некоторые черты характера моей матери…" (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 402). Фотография

 В.М. Чегодаева. Воспоминания об И.А.Гончарове:
"…Иван Александрович в семье Рудольф [семье жены брата писателя, Николая Александровича Гончарова] был всегда желанным гостем и относился к девицам Рудольф [Аделаиде и Эмилии - сестрам жены брата писателя] весьма внимательно … Особенно он увлечен был старшею из них, Аделаидой Карловной, привлекавшею его как своим развитием, начитанностью, так и исканиями "пылкой девичьей души". Это прототип Веры из "Обрыва", тогда как простодушная Эмилия послужила ему натурой для Марфиньки". (И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 104).

 Е.П. Левенштейн. Воспоминания об И.А.Гончарове:
"Он [И.А.Гончаров] писал, вероятно "Обрыв", так как часто что-то шутил со мной, называя меня [Евдокия Петровна Музалевская-Левенштейн - племянница И.А.Гончарова] "Верой", а племянницу моего отца [Петра Авксентьевича Музалевского] - "Марфинькой", на том основании, что племянница имела склонность к хозяйству, а я - к книгам и музыке". (И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 97).  Фотография

 Н.А. Державин. На родине И.А.Гончарова:
"По преданию, подтвержденному и в большой прессе, прототипами Веры и Марфеньки послужили его [И.А.Гончарова] племянницы, дочери его сестры Кирмаловой [Екатерина и Софья Кирмаловы]". (Исторический вестник. 1912. Июнь. С. 869-877).

 А.Н. Гончаров. Воспоминания об И.А.Гончарове:
"Мать [Елизавета Карловна Гончарова - жена брата И.А.Гончарова] рассказывала мне, что, прочитав "Обрыв", она узнала в учителе Козлове своего мужа [Николая Александровича Гончарова, брата писателя] - сходство несомненное; её же самоё … в лице Ульяны Андреевны…" (М.Ф.Суперанский. И.А.Гончаров и новые материалы для его биографии // Вестник Европы. 1908. Кн. 11. С.19).


Н.А. Гончаров.

 И.А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда:
"В дворне меня самого особенно занимала крепостная Мессалина Марина и угрюмый, сосредоточенный её муж. Это, как я припоминаю сам и другие, бывшие в 1849 г. на Волге и близко знакомые с домом моих родных, - живые, действительные портреты тогдашней дворни, как и лакей Егор. Ещё более в самой Бабушке и во внучках её, как я увидел после, вкрались некоторые светлые, лучшие черты близких мне лиц, конечно, не целиком, а типично…" (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 167-168).

 И.А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда:
"Меня влекли … близкие мне лица и места, где я родился и вырос: и те лица, бабушки и внучек, всего провинциального люда и дворни - и вся обстановка, по отзывам всех, вышли у меня живее". (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 154).

 И.А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда:
"Может быть, и оттого, между прочим, мои лица не кажутся другим такими, какими я разумел их, что все эти портреты, типы [роман "Обрыв"] - слишком местные, вышедшие из небольшого приволжского угла, … в них сквозит много близкого и родного автору и заметно пробивается кровная его любовь к ним". (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 8. С. 169).

 Н. Лендер. Достопамятный уголок на Волге:
"В трёх верстах от Симбирска на берегу Волги находится старинный помещичий уголок Киндяковка. Тут происходило действие знаменитого романа Гончарова ["Обрыв"]. <…> Многие герои "Обрыва" с замечательным искусством списаны с натуры … Знаменитая бабушка - это великолепный, полный правды портрет А.В.Киндяковой [Анна Владиславовна Киндякова - жена Льва Васильевича Киндякова, владельца Киндяковки-Винновки в приезд И.А.Гончарова в Симбирск в 1849 году], женщины старого закона, отличавшаяся необыкновенно светлым умом и энергией. Вера - киндяковская барышня, замечательная красавица". (Волжский спутник. СПб, 1892. С. 18-23).

   
А.В. Киндякова. Неизвестный художник. Холст, масло. 1810-е годы
Л.В. Киндяков. Неизвестный художник. Холст, масло. 1810-е годы

 Н.А. Державин. На родине И.А.Гончарова:
"Местность, связываемая с гончаровским "Обрывом" находится в полутора верстах от города и известна у симбирских жителей под названием Киндяковки, полученным ею от фамилии прежних её владельцев. Перси-Френч [Екатерина Максимилиановна Перси-Френч - последняя из симбирского рода Киндяковых, последняя владелица Киндяковки-Винновки] заботливо сохраняет рощу, парк, усадьбу и обрыв к Волге в том виде, в каком все это было во время посещения Киндяковки Гончаровым и в каком всё это изображено им в своем бессмертном романе". (Исторический вестник. 1912. Июнь. С. 869-877).

 И.А. Гончаров. "Обрыв":
"Бабушка эта [Татьяна Марковна Бережкова] жила в родовом маленьком имении … Оно всё состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города, от которого отделялось полем и слободой близ Волги, из пятидесяти душ крестьян, да из двух домов - одного каменного, оставленного и запущенного, и другого деревянного домика … и в этом-то домике и жила Татьяна Марковна, с двумя … внучками-сиротками … оставленными ей двоюродной племянницей, которую она любила как дочь.
<…> каждое окно в доме было рамой своей особенной картины! С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой - широкие поля, о бработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города … Сад обширный около обоих домов … Чем далее от домов, тем сад был запущеннее … И вдруг всё кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты берегом до Волги". (И.А.Гончаров. СС в 8-ми т.т. М., 1952. Т. 3. С. 50-51).


  ОГЛАВЛЕНИЕ 

©Лаборатория специальных краеведческих проектов

2006